1. Наименование организации: Частный фонд «Фонд развития социального предпринимательства»
2. Название проекта: «Здоровье нации – наше будущее»
3. Описание проекта/идеи: Проблема здоровья современного человека является основной для современной цивилизации, а главное место занимает проблема здоровья подрастающего поколения, без решения которой у нации нет будущего!
Кардинальные изменения окружающей среды
Открытия в области медицины решили ряд жизненно-важных задач, но вместе с тем, изменился образ жизни человека — что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, эпидемии, то сегодня это, главным образом, сердечно—сосудистые, нервно-психические, злокачественные, обменные, аллергические, иммунодефицитные заболевания.
Развитие промышленности, технологических процессов производства привело к сокращению доли физического труда человека в производстве до 90% в сравнении с прошлым веком, где ключевым моментом является повсеместная автоматизация – сокращение ручного труда, что привело к снижению физической активности – гиподинамии – важному компоненту проблемы хронических заболеваний, значение которого постоянно возрастает. Около 60% населения не получают рекомендуемый в виде 30-минутной ежесуточной нагрузки средней интенсивности, а доля лиц, не проявляющих в течение недели вообще никакой физической активности, достигает 28%. Риск развития заболеваний сердца и сосудов увеличивается почти в полтора раза у людей, ведущих пассивный образ жизни. Снижение двигательной активности молодого поколения с большей долей вероятности ведет к росту сердечно-сосудистых заболеваний в будущем. У нас есть решение данной проблемы, причем в корне ее развития: популяризация грудничкового плавания и динамическая гимнастика с младенчества, – позволят укрепить и повысить, а также будут способствовать привитию родителям культуры, стремления,активности и здорового образа жизни.
Из истории: У инструктора-спасателя (на водах) Игоря Чарковского родилась дочь Вета. Девочка появилась на свет раньше срока весом 1200 граммов. Выхаживать ребенка взялся сам отец. Чарковский самостоятельно сконструировал для двухнедельной Веты кювез- аквариум. Вета проводила в нем очень много времени. В три месяца девочка в своем развитии обогнала сверстников. Она раньше положенного срока начала сидеть и стоять. В семь месяцев Вета плавала вместе с папой в бассейне «Москва», перебирая руками по лесенке, она спускалась на четырехметровую глубину за бутылочкой кефира. С помощью воды Чарковский вынянчил не только свою дочь. Он работал в родильных домах, затем в московском Доме ребенка, выхаживая ослабленных и недоношенных младенцев в ванных собственной конструкции. Таким образом, еще в 60-х годах СССР специалисты по плаванию активно использовали инструмент грудничкового плавания для повышения жизнеспособности у ослабленных младенцев
Как влияет грудничковое плавание на малышей?
Занятия в воде стимулируют как физическое, так и психическое развитие детей благодаря следующему:
Пребывание в водной среде позволяет организму ребёнка стать более устойчивым к температурным перепадам, закаляет его. Как следствие формируется крепкий приобретённый иммунитет, снижается риск подхватить вирусное заболевание. Практика показывает, что дети, приученные к плаванию с грудного возраста, болеют значительно реже своих сверстников.
“Плавающие” дети более смелые и уверенные в себе, так как посещение бассейна стимулирует эмоциональное развитие ребенка. Грудничковое плавание способствует появлению положительных эмоций. Дети-пловцы обычно ведут себя спокойно, менее боязливы и по ходу взросления они не приобретают навязчивых детских страхов.
Движение в воде стимулирует развитие рефлексов у ослабленных, вялых детей и снимает возбуждение у напряженных, лечит колики и запоры, помогает расслабиться и легче перенести эмоциональные перегрузки, постродовой стресс и аппетит. А также поскольку во время плавания дети затрачивают много энергии, поэтому быстро и без особых проблем засыпают ночью, не тревожа родителей (что немаловажно для юных отцов и матерей, коих в наше время становится все больше).
Дыхательная система. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха и вдоха. А глубокое дыхание – мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Во время плавания лёгкие «проветриваются», благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации. Вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком и некоторыми легочными заболеваниями. Таким образом, ребенок учится контролировать свое дыхание, тем самым развиваетсячувствительность ребенка, следовательно, – ускоряется его психофизическое развитие, повышается иммунитет малыша. Такжеулучшение работы дыхательной системы активизирует образование в крови эритроцитов (красных кровяных телец), за счет чего увеличивается уровень гемоглобина.
Система кровообращения. Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца, нормализует артериальное давление.
Опорно-двигательный аппарат. Даже небольшие физические нагрузки в воде являются прекрасной гимнастикой для мышц и суставов, что способствует развитию опорно-двигательного аппарата, повышая координацию движений, их гладкость и эстетику. По статистике, – плавающие дети быстрее начинают ползать, раньше сверстников делают свои первые шаги. Также, вводе снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру и стимулируются ее динамические компоненты. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат. Во время плавания малыш может отдохнуть, его мышцы расслабляются, снимаются спазмы. Подобного результата не всегда можно добиться даже посредством специального грудничкового массажа. Особенно хочется отметить, что ранние плавательные упражнения формируют мышечный корсет и правильную осанку, что в свою очередь,- позволяет избежать развития заболеваний, связанных со спиной и позвоночником (например, сколиоза).
Выделительная система. Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Центральная нервная система. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, следовательно, идет его стремительное развитие, что крайне полезно для детей с нарушениями в развитии.
Отдельно, помимо выше перечисленного, можно выделить пользу для реабилитации детей, у которых проблемы с позвоночником или опорно-двигательным аппаратом, к слову сказать, у 30—50 % детей, страдающих детскими церебральными параличами, наблюдается нарушение интеллекта, трудности в овладении языком и речью, и благодаря нашему проекту многие проблемы можно начать решать уже с раннего младенчества.
4. Цель и задачи проекта: Развитие института семьи и здорового образа жизни с детства через вовлечение младенцев с особенностями в развитии и нормотипичных, а также их родителей в разнообразные виды активной здоровье формирующей деятельности посредством организации комплекса развивающих, спортивных и познавательных мероприятий. Улучшение состояния здоровья и укрепление иммунитета у детей от 3 месяцев до 3 лет, в том числе, – с особенностями в развитии.
5. Место реализации проекта: город Караганда
6. Сроки реализации проекта: 1 год (минимальный)
7. Необходимая сумма финансирования: Вклад проекта в социальные инновации и региональное развитие:
Укрепление института семьи
Развитие инклюзивного общества
Повышение уровня здоровья подрастающего поколения
Оздоровление детей с особенностями в развитии и укрепление иммунитета у нормотипичных детей