Спеццентры для агрессоров, “тревожная кнопка” для женщин: что нужно сделать, чтобы прекратить мордобой в семьях

Публикация: 02.11.2021


Спеццентры для агрессоров, "тревожная кнопка" для женщин: что нужно сделать, чтобы прекратить мордобой в семьях Какие проблемы в работе региональных кризисных центров для жертв бытового насилия выявил мониторинг? Кто должен усмирять пыл домашних тиранов? Когда в Казахстане заработает приложение для женщин “Тревожная кнопка”? Об этом и многом другом говорили участники пресс-конференции, посвященной итогам республиканского проекта “Разработка и реализация мер по совершенствованию деятельности кризисных центров, профилактике

семейно-бытового насилия и работе с агрессорами”.

Проект направлен на превенцию бытового насилия и принятие комплексных мер по улучшению ситуации в Казахстане. В одном из прошлых номеров газеты мы уже рассказывали о том, что впервые в стране прошли обучающие тренинги для инспекторов по защите женщин от насилия, участковых, впервые разработана “Инструкция по работе с агрессором” (см. “КАРАВАН”: “Террорист”, “Прапорщик”, “Рэмбо”: эксперты рассказали, с какими мужчинами опаснее всего жить” от 18 октября 2021 года).

Напомним, во время онлайн- и офлайн-встреч специалисты объясняли домашним тиранам последствия кулачных разборок, предоставили практические рекомендации – как снять напряжение и куда обращаться за помощью.

В свою очередь, мужчины просили оказать им содействие в оформлении документов, в трудоустройстве. А некоторые даже пожаловались на своих женщин, якобы зачинщиц семейных скандалов.

– Среди неправительственных кризисных центров ведется дискуссия – что необходимо предпринять, чтобы проводить работу с агрессорами на постоянной основе? – рассказала на пресс-конференции координатор проекта Татьяна РЕЗВУШКИНА. – Мое мнение – надо организовать специальные центры для мужчин-агрессоров. Международный опыт Скандинавских стран, США показывает: на территории этих государств есть официальные программы оказания помощи абьюзерам. К примеру, в США такие программы НПО проводят в тюрьмах в отношении мужчин, которые уже понесли уголовное наказание. Объединение адвокатов также работает с агрессорами и предупреждает последующие рецидивы в семьях. Думаю, нужно изучить этот опыт и посмотреть, что будет адекватно нашему социально-культурному пространству. Полагаю, МВД РК должно создать что-то вроде реабилитационных центров с привлечением министерства здравоохранения (зачастую абьюзерам необходима помощь психиатров, психологов). Также привлечь министерство информации и общественного развития РК, ведь неправительственный сектор может оказать существенную помощь в решении данной проблемы. Нужен комплексный подход.

Кризисные центры стали для женщин вторым домом

Впервые во всех регионах Казахстана проведен мониторинг 17 кризисных центров и приютов для жертв бытового насилия. Всего их более 30, большинство имеет свои страницы в соцсетях. Приюты не пустуют, и регулярно в них получают комплексную помощь мамы с детьми, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации. Помощь оказывается, согласно стандарту специальных социальных услуг – юридическая, психологическая, медицинская… Сотрудники приютов оформляют детей в школы, детсады, помогают их одеть, обуть, устраивают семейные праздники, походы в парки, кино.

– К мониторингу привлечены независимые эксперты, которые разработали индикаторы оценки их работы, провели независимый анализ качества и результатов работы, собрали пожелания по улучшению этого процесса, дали рекомендации, – рассказала президент ОФ “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана”, руководитель проекта Маргарита УСКЕМБАЕВА. – Сотрудники, руководители ответили на 55 вопросов анкеты. Вторым этапом мониторинга было проведение онлайн-интервью – отдельно с сотрудниками, отдельно – с руководителями кризисных центров, чтобы получить реальную картину.

– Мы увидели, что все кризисные центры проводят серьезную работу, несмотря на проблемы с пандемией, когда отдельные организации вынуждены были закрываться, прерывать работу некоторых сотрудников, – рассказала Татьяна Резвушкина. – Радует, что в таких центрах внимательно относятся к выполнению 8 специальных социальных услуг, что есть поддержка со стороны меценатов, которые жертвуют финансовые средства, питание, одежду. В то же время эксперты увидели и проблемы, например, существенную разницу в финансировании между государственными и неправительственными кризисными центрами, отсутствие четкой политики безопасности в отношении жертв бытового насилия, их детей, сотрудников приютов от агрессоров. Существует и профессиональное выгорание, все-таки работа не из легких. По итогам мониторинга будет опубликована аналитическая записка.

В данное время в регионах проводятся индивидуальные и групповые консультации с пострадавшими от рук агрессоров. Для участия в этом проекте приглашены 4 адвоката, уже проведены 44 консультации с женщинами из Нур-Султана, Степногорска, Караганды.

Нажми на кнопку, получишь результат…

Во время пресс-конференции партнер проекта, администратор по техническим задачам фонда “Astarta.fund” Рустем ЕСБАТЫРОВ рассказал, как женщины могут проверить мужчину на причастность к правонарушениям насильственного характера и обезопасить себя с помощью охранных организаций, если на них напали. В этом поможет приложение с тревожной кнопкой и списками правонарушителей – Astarta:

– Мы в начале пути, запускаем тестовую акцию по Алматы и пригородам – защита женщин от бытового насилия через мобильное приложение охранных организаций. У них есть приложение – кнопка “Тревожный вызов”. Основная проблема при семейных конфликтах – приходится долго ждать полицию. И для женщины проблема – вызвать помощь, назвать точный адрес, рассказать, что происходит. Не всегда она может это сделать в критической ситуации.

Мобильное приложение удобно – можно незаметно нажать на кнопку. И в течение 10 минут приедут вооруженные охранники, которые предотвратят конфликт и будут ждать приезда полиции.

В перспективе мы собираемся улучшить программное обеспечение и защищать женщин, детей по геолокации. На данный момент можем защитить их только дома, с привязкой к адресу фактического проживания. Наша цель – подключить минимум 50 тысяч женщин к подобной услуге.

Услуга очень важная, но ее повсеместное внедрение требует больших средств, говорит Рустем Есбатыров. И пока неизвестно, какой госорган возьмет на себя финансовый вопрос.

Да, амбассадором данного проекта стала известная казахстанская актриса Айнур ИЛЬЯСОВА.

– Мне не всё равно, что происходит в стране! Знаю не понаслышке, как глубоко это может влиять на судьбы – не только жены абьюзера, но и на ее детей, внуков, – говорит Айнур Ильясова, исполнительница роли Алтыншаш из фильма “Келинка Сабина”. – Открытая, глубокая рана, которую нужно лечить, обращаться к специалистам.

Актриса снялась в социальном ролике и призывает казахстанских женщин не молчать, всегда держать в голове запасной план, если дома не всё гладко…

АЛМАТЫ