Итоги социологического исследования ” Дети и предпринимательство. Отношение детей к предпринимательству”.

Жарияланған күні: 13.12.2017


В ходе опроса, респонденты отбирались согласно квотам по половозрастным характеристикам и по типу населения (город и село). В результате проведенного опроса, в выборке исследования (1600 человек) представлены респонденты, репрезентирующие детей и молодежь Республики Казахстан в возрасте 10-18 лет, различные по национальности, социальному статусу и материальному положению домохозяйств.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для респондентов главной ценностью является получение высшего образования и соответственной профессии (50,4% и 64,5%). Респонденты в возрасте 10-13 лет больше всего хотят получить образование (81,9%) и о заработке средств они особо не беспокоятся. В сравнительной степени желающих иметь дополнительный доход больше среди 17-18 лет (23,0%) и 14-16 лет (19,1%). Представители женского пола больше стремятся получить образование и профессию (67,3%), а мужчины во многих случаях желают иметь дополнительные средства (20,2%).

Иерархия направлений профессий (в том числе будущей) выглядит таким образом: в приоритете гуманитарно-общественные, медицинские, технические, профессионально-технические специальности. Сфера деятельности респондентов весьма, различаются: планируют работать в государственных учреждениях (42%), желают иметь свой бизнес и работать для себя (29,2%), быть сотрудником частных компаний (21,8%), продолжить дело родителей (3,9%) и быть занятой в сфере искусства, науки, энергетики, спорта и дизайна. В региональном аспекте респонденты г. Астаны и Акмолинской, Северно-Казахстанкой областей предпочитают работать для себя, иметь свой бизнес (36,7%, 45,3%, 38,6% соответственно) чем работать в государственных учреждениях. Также, анализируя ответы респондентов необходимо отметить, среди подрастающего поколения обретает популярность сфера искусства. Здесь, нельзя отрицать роль и идеологию сегодняшней поп-культуры.

Можно сделать вывод о том, что дети и молодежь имеют более хорошее представление о предпринимательстве и отличное отношение к предпринимателям. В воображении детей предпринимательство означает занятие любимым делом (41,2%) и определенный вклад в развитии экономики и страны (23,5%). Также через предпринимательство можно обеспечить себя и других занятостью 17,5%. Выявлено, что дети и молодежь в основном подражают бизнесменам, то есть предпринимателям (23,5%) и артистам и певцам (16,4%), далее среди опрашиваемых популярны врачи и спортсмены (по 14,7%). Основная часть опрашиваемых имеют отличное и хорошее отношение к предпринимателям (50% и 32% соответственно). В региональном аспекте в сравнительной степени отличное отношение к предпринимателям имеют дети и молодежь из Южно-Казахстанкой (68,8%), Атырауской (68,0%), Восточно-Казахстанкой (61,7%) областей. Наоборот плохое отношение замечено среди респондентов Костанайской (47,9%) и Кызылординской (40,5%) областей и г. Астана (40,5%).

Так, по результатам исследования было определено, что основная часть опрошенных детей и молодежи финансово не свободная. У половины опрошенных нет собственных средств. 1/3 часть обладает личными деньгами (33%) и такой контингент опрашиваемых сравнительно больше в Акмолинской (54,7%), Восточно-Казахстанской (52,1%), Карагандинской (43,0%) областях. Не имеющих собственных денег больше в Атырауской (70,0%), Актюбинской (68,4%), Южно-Казахстанской (62,5%) областях. Основная часть детей и молодежи определенную часть, имеющихся средств, тратят на текущие нужды(59%).

Было выяснено, что основная часть опрошенных респондентов, в распределении семейного бюджета участвуют лишь частично (51%). 1/4 часть призналась, что не участвуют и родители тоже не спрашивают их мнения по поводу расхода денег в семье (24%).

По результатам, можно установить низкий уровень осведомленности детей и молодежи банковскими продуктами. Респонденты в основном знают про кредиты и депозиты («полностью осведомлен(а)» – 25,6% и 15,4% соответственно). Достаточно не владеют информациями про страхование и инвестиции (не осведомлен(а) – 14,9% и 18,8% соответственно).

Таким образом, досуг детей и молодежи проводят по-разному: читают книги, занимаются самообразованием (13,3%), посещают спортивный зал и занимаются спортом (10,0%), сидят дома, смотрят телевизор, занимаются домашними делами (уборка, стирка, уход за детьми в семье) (9,1%), проводят время на природе (8,3%), играют в компьютерные игры, сидят в интернете (7,8%), посещают различные курсы и клубы по интересам (танцы, изучение языков т.п.) (7,2%) и участвуют в культурных мероприятиях (концерты, спектакли, балеты, выставки и пр.) 7,1%. Гендерные различия замечены в досуге мужского пола: представители мужского пола чем женщины более в свободное время посещать спортивные залы, заниматься спортом (63,7%), увлекаться кафе, бары и ночными клубами (65,7%), участвовать в мероприятиях Акимата таких как марафоны, велопробеги, фестивали и т.п. (51,5%). Также чем девушки они больше увлечены религиозной литературой, посещением религиозных учреждений (мечеть, церковь и т.д.) (56,3%).

Респонденты намеренны изучать языки (50,2%), посещать спортивные секций (22,8%), обучаться определенным навыкам (к примеру, вышивание, плотник и т.п.) (17,4%).

По мнению респондентов, для привлечения детей к предпринимательству необходимо организовывать бесплатные курсы, семинары, лекции по ведению бизнеса, финансовой грамотности (22,9%), и встречи с успешными предпринимателями (20,8%). Далее следуют ответы организация конкурсов по бизнес-идеям среди школьников (17,5%), введение в школе дисциплины по предпринимательству (14,1%), финансово поддержать начинающих (12,3%), открывать бизнес-инкубаторов (площадки) для детей (11,9%).

В целом, дети и молодежь осведомлены о поддержке бизнеса государством. Об этом из печатных изданий знают 28,3%, через знакомых 21,7%, и интернет 20,0%, по радио слышали 13,3% и из школы 8,3%, совсем не слышали 8,3%.