Жарияланған күні: 03.11.2017
Проект «Дети с ограниченными возможностями – важный ресурс государства» реализуется в партнерстве с Институтом Уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан, при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан в рамках государственного гранта некоммерческого акционерного общества «Центр поддержки гражданских инициатив» (www.cisc.kz).
***
Подходит к завершению наш проект по безбарьерной среде «Дети с ограниченными возможностями – важный ресурс государства».
Уже не первый год на многих встречах, в своих выступлениях и статьях я стараюсь подчеркнуть важность интеграции и процессов инклюзии для нашего общества.
Мне очень хочется, чтобы казахстанцы понимали, что это выгодно не только детям с инвалидностью, что пользу от интеграции и инклюзии получит, прежде всего, наше подрастающее поколение – обычные дети и их родители.
Несомненно, часть населения уже готова к таким преобразованиям, так как много ездит по миру и видит, что в других странах дети и взрослые с инвалидностью беспрепятственно могут посещать объекты культуры и спорта. Маломобильные группы населения, среди которых, люди с проблемами передвижения (это и престарелые граждане, и мамы с колясками, и временно ограниченные в движении) за рубежом передвигаются совершенно свободно в электрических колясках, электромобилях, скутерах, а мамы с колясками не имеют преград, чтобы зайти в любой магазин или объект общественного назначения с коляской, в которой посапывает малыш.
В одном из интервью у американца казахского происхождения, которого усыновили американские родители, спросили, что было для него наиболее странным в Казахстане, и он ответил:
«В этой стране очень много парадоксов. Например, правительство говорит, что страна доступна для инвалидов. Но за все пять месяцев тут я не увидел ни одного человека в коляске. Для них нет условий, элементарных пандусов. Если бы у меня была инвалидная коляска, я бы уже умер. В Америке же ты видишь людей в коляске постоянно, там у них есть жизнь. А в Казахстане, если у тебя нет здорового тела, то все – ты лишен возможностей. Никаких “отклонений”! Чтобы жить в Казахстане, лучше быть молодым и здоровым. Нормальным по всем параметрам» (http://usynovlen.livejournal.com/71108.html)
Проблемы доступности для лиц с инвалидностью в нашей стране возникают не только в доступе к инфраструктуре, но и на каждом этапе развития ребёнка, начиная от рождения до зрелого возраста и до старости.
Одна из острых проблем – неприятие обществом проблемы инвалидности. На мой взгляд, это не правильно и общество необходимо образовывать и разъяснять, что инвалидом может стать каждый из нас, что от этого никто не застрахован. На полноценное развитие ребёнка могут повлиять агрессивные роды и отсутствие комплексной помощи на раннем этапе развития малыша.
Страхи родителей обычных детей, что от этого можно заразиться не обоснованы: ни синдром Дауна, ни аутизм, ни детский церебральный паралич, ни эпилепсия не заразны!
Необходимо дать шанс на развитие детям с задержками и проблемами в развитии. Это необходимо для того, что дети с ограниченными возможностями перенимали опыт жизни своих сверстников, чтобы учились, играя с обычными детьми, чтобы учились навыкам коммуникации и социализировались! А обычным детям важно знать, что преимущество человечества в его многообразии и что каждый ребёнок – это, прежде всего, РЕБЁНОК и всем нам в равной степени нужно понимание, поддержка, дружба и уважение наших особенностей. А взрослым надо знать, что никакая образованность не заменит человечности! Поэтому ребёнок должен развиваться гармонично.
Нельзя допустить, чтобы дипломированный врач не оказал своевременной помощи нуждающемуся ребёнку!
Нельзя допустить, чтобы учитель отказал в обучении нуждающемуся ребёнку, потому что он имеет какой-то диагноз!
Нельзя допустить, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались дома и не получали навыков социализации и не имели счастья дружить, общаться со сверстниками!
Именно поэтому мы настаиваем на том, чтобы процесс инклюзии начинался с детского сада, процесс автономии, то есть, подготовки к самостоятельной жизни начинался с рождения. Таким образом, мы сможем готовить общественное сознание нового общества среди детей и их родителей. Поверьте, нет бесталанных детей, просто надо дать шанс проявить себя каждому ребёнку!
Сегодня невежество среди молодых родителей становится нормой, есть те, кто бравируют отсутствием культуры. Сможем ли мы «занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления»? Ответ однозначный – нет! Нам надо меняться самим, менять общество.
На текущий момент мы не умеем работать в команде, не умеем радоваться успехам других, не умеем и не хотим учиться и перенимать лучший опыт и при этом сохранять авторские права. Мы не хотим перестраиваться и думать о завтрашнем дне с позиции аналитики сегодняшнего дня и устранения недостатков. Не хотим совершенствоваться.
Мне всегда хотелось узнать, почему участковый врач не всегда замечает задержек в развитии ребёнка? Почему не подскажет маме, что надо не только поставить диагноз, но и помочь малышу преодолевать барьеры на пути его развития?
Почему воспитатель/учитель детского сада или школы приложит массу усилий, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями или расстройством поведения не ходил в его группу или класс? Почему так легко может нарушать права ребёнка человек, обязанный защищать права на образование?
Почему строитель нарушает нормы универсального дизайна для лиц с инвалидностью? Неужели люди, причастные к строительству дорог, общественных зданий, наших улиц не думают о том, что безбарьерный доступ к магазинам, объектам культуры и спорта нужен всем, в том числе, самим строителям и их родным, Завтра мы будем плохо передвигаться из-за старости или захотим прогуляться в парк с внуком или внучкой, и мы не сможем это сделать, потому что до парка нам трудно будет добраться с коляской из-за высоких бордюров и отсутствия пандусов.
Что мешает соблюдать уже существующие законы и правила?
Похоже, что нашему общественному сознанию мешает равнодушие, безнаказанность и жажда наживы.
Сегодня очень важно понимать, что модернизация общественного сознания не произойдёт сама по себе. Она должна идти через принятие обществом новых императивов развития. Президент обозначил их в своей программной статье и там же он говорит о повышении образовательного уровня общества и его духовной составляющей. Нурсултан Абишевич отметил, что трудоустроенные лица с инвалидностью уже не просто будут получать пособия, а будут вовлечены в общественную жизнь, а начинать готовить к трудоустройству, к занятости надо с момента обнаружения трудностей в развитии каждого малыша!
Дети с ограниченными возможностями важный ресурс для нас с вами, именно они научат нас очень многим важным человеческим качествам и этическим нормам. Мы с вами будем лучше, лучше будут наши дети, которые, несомненно, построят новое замечательное общество благодаря тому, что поймут, что богатство нашей страны в нашем многообразии!
Автор: Руководитель Общественного объединения инвалидов “КЕНЕС” Сулеева М.