Как будет работать программа “малых грантов” для учителей Казахстана

Публикация: 08.09.2021


Как будет работать программа “малых грантов” для учителей Казахстана

В сентябре в Казахстане стартовал прием заявок на участие в программе малых грантов для неправительственных организаций в рамках национальной премии «Учитель Казахстана 2021». Оператор программы – НАО «Центр поддержки гражданских инициатив». Это первая программа в истории центра, к реализации которой удалось привлечь корпоративный сектор: денежные средства на малые гранты выделил Фонд развития социальных проектов «Samruk Kazyna Trust» и ЧФ «Фонд общественно значимых инициатив». О том, что это за программа, как удалось привлечь частные средства и чего хотят добиться организаторы, поддерживая небольшие проекты учителей по всей стране, в интервью Kazpravda.kz рассказывает председатель правления НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» Лима Диас.

– В чем суть программы, какая идея в ней заложена?

– Главная идея программы – улучшение условий для образования, внеклассной деятельности и всестороннего развития учащихся в школах, преимущественно в отдаленной и сельской местности. Реализация программы подразумевает под собой финансирования проектов и инициатив педагогов, непосредственно работающих в конкретных школах в разрезе отдельных населенных пунктов.

– Как появилась идея создания этой программы?

– История появления программы берет свое начало с Национальной премии «Учитель Казахстана». Это глобальная премия «Учитель Мира», которая с 2019 года проводится в Казахстане Фондом развития общественно значимых инициатив совместно с Министерством образования и науки РК. Цель этой премии – выявление творчески работающих, талантливых педагогов, реализующих на практике идеи деятельностного подхода в обучении учащихся, а также создания коммуникационной платформы для поддержки и поощрения педагогических инноваций. За два года проведения премии в Казахстане был выявлен ряд актуальных социально значимых проблем в области образования, а также пути их решения через призму педагогов, т. е. непосредственных участников системы образования. Педагоги имеют полную картину нужд и потребностей, существующих в конкретных школах в разрезе отдельного населенного пункта.

При этом у них нет возможности получения государственного финансирования для реализации проектов и инициатив, направленных на улучшения образовательного и воспитательного процессов в своих школах. Помимо этого решение подобных вопросов требует не только финансирования, но и совместной работы педагогов и представителей общественности в лице неправительственных организаций.

Так и появилась идея создать вспомогательный механизм поддержки точечных инициатив по улучшению качества образования и институционального развития школ посредством выделения малых грантов на предложенные педагогами-участниками конкурса проекты. Оператором проекта выступил Центр поддержки гражданских инициатив при поддержке Фонда развития социальных проектов «Samruk Kazyna Trust» и ЧФ «Фонд развития общественно значимых инициатив»

– Что значит «малый грант», каковы его размеры?

– Это, по сути, предоставление определенного бюджета на реализацию проектов, прошедших конкурсный отбор. В программе малых грантов для педагогов сумма малых грантов составляет порядка 1 млн тенге на каждого участника. Надо понимать, что понятие «малый грант» относительное. Для столицы эта сумма, действительно, может оказаться маленькой, но для сельских регионов – достаточной для реализации локального проекта.

– Как будет проходить программа?

– Реализация проекта пройдет в 3 этапа. На первом будут отобраны 30 проектов из предложенных в заявке участников конкурса. В конкурсе могут участвовать педагоги – участники национальной премии «Учитель Казахстана». Основными критериями отбора проектов будут проекты, направленные на развитие учреждений среднего образования с недостаточным финансированием, а также учреждений из отдаленной и сельской местности. На основе отобранных проектов будут составлен план малых грантов.

Второй этап состоит из проведения конкурса среди НПО для реализации 30 малых грантов согласно плану. В рамках проведения конкурса будет осуществляться организация консультаций НПО, сбор заявок НПО, а также отбор 30 грантополучателей НПО с привлечением конкурсной комиссии.

Третьим этапом является реализация НПО малых грантов с полным сопровождением и проведением мониторинга за ходом реализации проектов совместно с педагогами-участниками национальной премии.

На данный момент в рамках программы завершился прием заявок от НПО, конкурсная комиссия определит грантополучателя. И уже они в свою очередь займутся решающим вопросом – отбором 30 проектов от учителей.

– У «Центра поддержки гражданских инициатив» большой опыт работы с подобными программами. Однако в конкретно этом случае для вас это стало новым опытом

– Действительно, с 2016 года мы являемся единым национальным оператором в сфере грантового финансирования. Наша миссия – развитие гражданского общества в Казахстане, вот уже пять лет мы работаем над решением актуальных социальных проблем общества путем привлечения потенциала неправительственного сектора.

За этот период Центром было реализовано свыше 300 грантовых проектов по таким направлениям, как образование, наука, информация, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, защита прав, законных интересов граждан и организаций, поддержка молодежной политики и детских инициатив, лиц с особыми потребностями и т.д. Кроме того, мы имеем многолетний опыт взаимодействия с обширной партнерской сетью в каждом регионе страны, объединяющий в себе ресурсы гражданского общества и государства в рамках решения социально значимых вопросов страны.

Ранее мы также привлекали внебюджетные средства на поддержку гражданских инициатив от местных и зарубежных компаний, но они в большинстве своем были представлены в виде материально-технической поддержки или спонсорской помощи и имели краткосрочный характер. В этом году результатом активной работы по привлечению внебюджетных средств для осуществления более комплексной и направленной на прямую поддержку гражданских инициатив стала программа малых грантов для участников премии «Учитель Казахстана». Это стало возможным благодаря сотрудничеству с корпоративным сектором: спонсорами программы выступили Фонд развития социальных проектов «Samruk Kazyna Trust» и ЧФ «Фонд общественно значимых инициатив». В будущем мы планируем расширять направления и привлекать корпоративный сектор для реализации других грантовых проектов, в том числе мы планируем продолжить сотрудничество с данными фондами.

– Могут ли из таких маленьких сельских инициатив вырасти в итоге значимые изменения?

– Многие локальные инициативы с точки зрения благотворителя выглядят простыми и банальными, но очень важны. Они имеют трансформирующий и долговременный эффект. Люди, которые однажды объединились вокруг общего дела, написали проект, получили финансирование и сделали, переходят на другой уровень личностного развития. Они уже не могут остановиться. В итоге происходит взрыв общественной активности.

К примеру, инициативной группой из Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области на сегодняшний день реализуется проект «AIDYN». Его главная задача – проведение экологически значимых мероприятий в районе озера Шошкалы – не уступающего по минеральному составу и качеству лечебной грязи знаменитому Мертвому морю. В рамках этого проекта на берегу озера разместили 6 мусорных контейнеров, разделенных по 3 направлениям: органика, пластик и бумага. Другая инициативная группа из Кызылординской области реализует малый грант по открытию молодежного центра «Салауатты ауыл» в селе Мурали Шаменов. Ребята отремонтировали здание, закупили необходимый инвентарь. С августа центр открыт для посетителей и уже стал центром жизни села, точкой сбора для всех активных и творческих ребят. Деятельность центра направлена на полезное времяпровождением сельской молодежи: музыка, творчество, книги и другие хобби.

– Какие у вас ожидания от этой программы?

– Во-первых, мы ожидаем, что в 30 учреждениях среднего образования Казахстана с недостаточным финансированием из отдаленной и сельской местности будут обеспечены необходимые условия для улучшения образовательного процесса и внеклассной деятельности. Во-вторых, ожидается повышение вовлеченности учащихся в образовательные и внеклассные процессы. В-третьих, мы надеемся на продвижение идеи поддержки и поощрения педагогических инициатив, повышение уровня заинтересованности донорского сообщества к решению вопросов в сфере образование, привлечение инвестиций в эту направление. Будем над этим работать.