Востребованное и опасное: как изменилось волонтерство в Казахстане за последние годы

Работа казахстанских добровольцев в 2022 году изменилась до неузнаваемости. Волонтерство стало еще более востребованным и еще более опасным, но таким же почетным делом, как и раньше.

COVID

Зачем волонтеры помогают людям? Казалось бы, простой вопрос с очевидным ответом. Желание делать добро и реализовать себя. Это основные, но далеко не единственные причины, по которым люди идут по пути волонтерства.

Желание помочь нуждающимся – ключевой двигатель волонтеров. Благо, сегодня все дальше мы отдаляемся от восприятия волонтеров, как бесплатной студенческой массы, используемой в качестве массовки на крупных спортивных событиях и форумах. Признание, пусть чисто символическое, приш­ло во время пандемии COVID-19.

Вдруг оказалось, что в стране огромное количество людей, готовых не просто помогать, но и рисковать жизнями. В период тотального локдауна мы стали свидетелями сначала стихийной, а затем и организованной помощи нуждающимся. И не только людям. Жесточайшим образом пострадали и животные. И в этой ситуации оказалось, что большая страна, несмотря на имеющиеся ресурсы, громадный опыт и большой человеческий актив в лице чиновников, армии, врачей, зависит от волонтеров. Мобильных, мотивированных, решительных.

Именно мобильность сыграла ключевую роль. Не нуждаясь в длительных согласованиях и сложных административных процедурах, волонтеры приступили к решению сложнейших задач на тех участках, где помощь была нужна здесь и сейчас.

Волонтеры в числе первых стали чуть ли не главной силой в борьбе с коронавирусом. Работали в больницах, инфекционных стационарах, пунктах вакцинации, помогали казахстанцам на самоизоляции, оказывали поддержку нуждающимся, пожилым людям. И все это – безвозмездно.

Да, время прошло, и добровольные помощники ушли с первых страниц новостных изданий. Но это не значит, что работа закончена. Посмотрите на данные по ревакцинации волонтеров – они по-прежнему трудятся там, где COVID-19 представляет угрозу. Проблема никуда не делась, и последствия пандемии еще долго будут давать о себе знать. Количество людей, которым необходимы помощь и поддержка, меньше не становится.

Сбор средств, вещей, доставка продуктов и лекарств, помощь больным и врачам, психологическая поддержка – вот ключевой список направлений, востребованных в прошлом году. Кто мог знать, что в январе 2022 года многое изменится?

Поиск
Беда сплотила алматинцев. Хаос первых дней январской трагедии не остановил волонтеров. Сотни людей заявили о желании помочь пострадавшим. Отсутствие связи, бензина, транспорта парализовало город. Но тем не менее общественное сознание продолжало двигать вперед существующую систему помощи. Только акценты пришлось сменить максимально стремительно.

Еще вчера волонтеры исполняли роль доброго Санты, развозя новогодние подарки детям. А уже через несколько дней едва ли не главной задачей стала функция поиска. К огромному ужасу всей ситуации, волонтерам-поисковикам пришлось не только искать людей, оставшихся без связи, но людей, расставшихся с жизнью…

Волонтеры подключились и к установлению связей между родственниками, живущими в Казахстане и за рубежом. Сначала через интернет-каналы, а затем уже и по телефонным линям, как только связь была восстановлена. До сих пор поступают запросы со всего света с просьбами помочь установить связь с пропавшими родственниками.

Новыми героями неожиданно стали казахстанцы, живущие за рубежом, не только не утратившие связь с родиной, но и помогающие ее восстановить. Когда Интернет пропал и стало невозможно получать информацию из внешнего мира, связаться с близкими, на помощь пришли программисты. Сразу несколько людей независимо друг от друга создали сервера, которые через VPN открыли дос­туп к телеграм-каналам и дали возможность получить хоть какую-то информацию.

Кстати, казахстанцы, живущие в Беларуси, тоже живо откликнулись и поделились своим опытом пользования Интернетом в период ограничений. Помимо восстановления связи с близкими это дало возможность сориентироваться в происходящем. Отсутствие информации, увы, для многих стало фатальным. Не имея возможности разобраться в происходящем, многие пострадали просто из любопытства и незнания о масштабах происходящего.

Хлеб
Центр поддержки гражданских инициатив отмечает, что основная доля обращений в январе приходилась на жителей Алматы. Люди нуждались в продуктах питания, лекарствах, искали родных.

Координаторы на местах не только организовывали и информировали волонтеров, но и оказывали помощь в выстраивании коммуникаций с комендатурой и властями. В конечном итоге риск был двойной: волонтеры для всех участников конфликта могли оказаться если не угрозой, то как минимум несистемной силой, цель которой сложно оценить и рассчитать.

Стихийное проявление гуманизма вновь потребовало координации. Как минимум для обеспечения безопасности самих волонтеров. Нужно было понять и рассчитать, как продолжить работу, не нарушая режим ЧП, чтобы волонтерская деятельность не препятствовала антитеррористической операции.

Широко известна история, когда волонтеры пытались организовать доставку горячих напитков для силовиков, стоящих на блокпостах. Были такие действия и со стороны простых казахстанцев по всей стране. Поддержка и признание вклада в стабилизацию обстановки понятна. Как на войне, солдатам собирали теплые носки, лекарства от простуды, термосы с чаем.

Руководство силовых ведомств поспешило остановить такие инициативы. С одной стороны, никто не хочет признать, что военные не организованы и, тем более, не готовы к несению службы. Но дело даже не в том, что у солдат есть все необходимое: такая помощь от гражданских могла стать и реальной угрозой. Где гарантии, что под видом волонтеров на блокпосты не проникнут террористы? Не исключается и угроза отравления, пусть даже без злого умысла.

Рисковали и те, кто пытался организовать точки питания в городских кафе и ресторанах. Организаторам беспорядков такие инициативы пришлись не по вкусу, и волонтеры получали прямые угрозы расправы.

Казалось, что волонтеры первыми ринулись доказать всей стране, что алматинцы – не такие. Что алматинцы – душевные. В соцсетях появилась информация о людях, которые в условиях чрезвычайного происшествия раздают хлеб на улицах Алматы. Больше свежему хлебу было взяться неоткуда. Даже там, где магазины не пострадали, не было свежей поставки: водители не могли добраться до своего транспорта, не могли заправиться, да и не все хотели рисковать, садясь за руль.

Актуальной развозка хлеба оказалась даже для столицы, где было все дни относительно спокойно. Хлеб и продукты были, но многие просто не могли их купить, оставшись без наличных. Волонтеры, как и в ковидные времена, взялись за формирование продуктовых корзин для нуждающихся.

Огонь
Характерная черта нового волонтерства – помощь не только бедным, но и малому и среднему бизнесу, серьезно пострадавшему от погромов. Чаще всего она чисто физическая. Нужны рабочие руки. Причем не только бизнесу, но и государственным структурам. В первую очередь алматинскому акимату, чей офис сгорел практически полностью. На призыв помочь восстановить город активно откликнулась молодежь. Добровольцы помогают очистить здание от мусора, подготовить его к реконструкции. Волонтеры, участвующие в восстановлении акимата, отмечают, что после пожара уцелели только стены. Огонь забрал все: дерево, пластик, мебель, технику.

Восстановление разрушенных сооружений, гуманитарная помощь, помощь социально уязвимым слоям населения, правоохранительным органам, сдача крови, организация бесплатной психологической помощи – вот основное направление волонтерской деятельности в январские дни.

Пришлось волонтерам столк­нуться и с волной дезинформации и мошенничества. Под видом помощи пострадавшим начали действовать и злоумышленники.
Второе ЧП за такой короткий срок на долю казахстанской молодежи, на долю волонтеров. Впрочем, эти испытания лишь закалили всех тех, для кого делать добро вошло в привычку. Активистам волонтерского движения в очередной раз пришлось выходить на первый план, бескорыстно помогая нуждающимся, и делать общество лучше.

Странно было бы желать кому-то иметь такой опыт в жизни. Но именно пандемия научила волонтеров быть сильными, действовать решительно. Так, словно они занимались этим всегда. Все, что произошло, уже не изменить, но полученные знания в этот раз позволили помочь большому количеству людей. Волонтеры января справились. Волонтеры вновь напомнили самый ак­туальный слоган: наша сила ­– в единстве.