Қаріп көлемі: A A A
Сайттың түсі: A A
Қаріп түрі:
Сайттың бұрынғы нұсқасына өту

В Таразе прошли консультации по вопросам религий

20 июня 2017 года в ходе проекта «Организация деятельности «Горячей линии» по оказанию консультативной и практической помощи в сфере религиозных отношений» в рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества РК совместно с Управлением по делам религий Жамбылской области была проведена Общественная приемная для населения, направленная на рассмотрение обращений граждан и обсуждение интересующих вопросов в сфере религии.

Консультирование населения проводили: эксперт (исламовед) объединения юридических лиц «Ассоциация центров исследования религий», член Ассамблеи народа Казахстана Пулатов Ш.А., главный специалист областного управления по делам религий Мутанов С. Кроме общественной приемной, были проведены встречи со специалистами внутренней политики районов и города Тараз, управлений образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, отдела занятости и социальных программ, молодежной политики, культуры и архивов, а также с имамами служба Духовного управления мусульман Казахстана города Тараз.

В общественную приемную обратились 23 человека, стоит отметить, что большинство обращений было связано с вопросами исламской направленности.

Посетители общественной приемной задавали достаточно актуальные вопросы и получали квалифицированные ответы.

Вопрос: В частности одним из наиболее часто задаваемых вопросов, волнующих население стал вопрос о том, какие действия необходимо предпринять, если сотрудники государственных органов попадают в деструктивные религиозные течения?

Ответ: По мнению эксперта в данном случае необходимо, прежде всего – сохранить контакт. Признать за человеком, попавшим в деструктивное религиозное течение право на поиск, свой выбор, пусть даже ошибочный, важно показать, что человек очень дорог, независимо от его убеждений. Ни в коем случае нельзя прямо не затрагивать его новые убеждения. Не увлекаться доказательствами неправоты группы. Необходимо также сообщить о сложившейся ситуации сотрудникам управления по делам религий вашего региона, здесь же можно получить консультации о дальнейших действиях. При необходимости каждый может обратиться по горячей линии 114, для получения дополнительной информации или помощи специалистов.

Вопрос: Касательно принятия закона о запрете течения «Салафизм».

Ответ: По мнению эксперта в 2011 году пресс-служба Духовного управления мусульман Казахстана действительно выступила с заявлением о запрете деятельности течения «салафия», обосновывая тем, что оно стало одним из опасных религиозных течений в стране. В ноябре 2016 года министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев выразил позицию Министерства, где информировал, что «салафизм» является неприемлемым и деструктивным религиозным течением, несмотря на это казахстанское общество способно без законодательного запрета не допустить распространения этого течения. Для этого Министерством принимаются необходимые меры, к примеру, ведется работа по недопущению распространения литературы, работы интернет-сайтов, пропагандирующих идеологию «салафизма», работают информационно-разъяснительные группы.

Вопрос: В учебных заведениях города регулярно ведется разъяснительная работа, где возникают спорные ситуации относительно ношения платков школьницами. Однако, имеется информация, что в Южно-Казахстанской области функционирует школа, разрешающая ношение религиозной одежды (хиджаб) во время учебного процесса, как можно понимать данную ситуацию?

Ответ: Эксперт пояснил, что Республика Казахстан уделяет особое внимание процессу образования граждан. Через систему образования закладывается будущее общества, которое, как и любое другое государство, Казахстан видит развитым, благополучным, единым. Для этого учащиеся (школьники) образовательных учреждений должны быть свободны от религиозных рамок, запретов и условностей. Они должны быть максимально открыты для получения широкого спектра знаний, для возможности общения с представителями различных культур и мировоззрений. Для более подробного разъяснения правомерности действий администраций учебных заведений в вопросах ношения платков ученицами в качестве религиозной атрибутики «Горячая линия – 114» сделала официальный запрос в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан с просьбой в разъяснении законодательства. Исходя из ответа Генпрокуратуры, действия директоров школ являются правомерными. Закон «Об образовании» содержит ряд норм относительно взаимоотношений администрации учебных заведений и обучающихся, а также формы одежды последних. Так, обучающиеся и воспитанники обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка, выполнять другие требования, предусмотренные уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг (пункт 14 статьи 47 Закона). Обучающиеся обязаны соблюдать форму одежды, установленную в организации образования (пункт 15-1 статьи 47 Закона).

В Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» также подчеркивается, что система образования и воспитания в Казахстане, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религий и религиозных объединений и носит светский характер. По сути, в светском государстве регулирование различных сфер общественных отношений осуществляется на основе интересов всего общества, и не исходят из требований какой-либо группы людей или религиозных объединений. Согласно статье 22 Конституции каждый имеет право на свободу совести. Государство гарантирует невмешательство в воспитание ребенка, основанное на религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих (пункт 1 статьи 35 Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан». Законодательство не допускает воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств (пункт 5 статьи 3 Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»). Между тем, согласно той же 22 статье Конституции осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан (пункт 7 статьи 3 Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»). С учетом изложенных конституционных и законодательных норм требование об исполнении обучающимися, предусмотренной Законом, обязанности относительно соблюдения формы одежды не может рассматриваться как нарушение права на свободу совести, то есть права придерживаться определенных религиозных убеждений.

Законодательные гарантии государства о невмешательстве в воспитание ребенка, основанное на религиозном мировоззрении родителей, не освобождает последних от исполнения обязанностей, предусмотренных статьей 70 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье (родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования) и статьей 49 Закона (родители обязаны выполнять правила, определенные уставом организации образования, обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении).

Положение исламских канонов в вопросе «хиджаба» говорит об обязательном покрытии головы платком и умеренности в одежде. Девочки, достигшие половой зрелости должны одеваться строго в соответствии с нормами Шариата.

Есть также фатва ДУМК, которая определяет, что указанный запрет является нарушением прав верующих. Но есть и скрытый контекст. В Казахстане были случаи, когда девочек насильно заставляли одевать хиджаб, доходило даже до избиений. Такая «борьба» родителей за свои убеждения относится уже к нарушениям не только прав, но и психики ребенка.

Многие забывают еще и то, что обязательно носить платок девушкам, достигшим половой зрелости (примерно с 12 лет). Но каждый сентябрь мы видим первоклашек в хиджабах. При этом им часто запрещают заниматься физкультурой, посещать уроки биологии и пения. Это совершенно не понятная с точки зрения Ислама (то есть, нет никаких причин настолько все усугублять) и с точки зрения здравого смысла идея. Зачем намеренно отгораживать своего ребенка от общества и запрещать ему получать знания? Всему должна быть мера, и во всем – логика.

Вопрос: Участники общественной приемной отмечают, что часто встречают, как на улицах предлагается литература религиозного характера, когда неизвестные люди продают или просто распространяют литературу вместе с религиозными принадлежностями, какие меры в данном случае можно предпринимать?

Ответ: Эксперт отвечает, что в случаях, если проповедники какой-либо религиозной организации предлагают литературу на улицах, каждый человек в вправе обратиться в правоохранительные органы или управления по делам религий при акимате.

Согласно Закону РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» распространение религиозной литературы допускается только в культовых зданиях, духовных учебных заведениях, а также в специально определенных стационарных помещениях. Определяют эти специальные места местные исполнительные органы. На законодательном уровне в нашей республике запрещено распространение религиозной литературы на улицах, путем обхода домов и квартир жителей или на стихийных рынках, т.е. вне специально отведенных мест. Если книжные магазины желают продавать религиозные книги, то они должны получить специальное разрешение акиматов областей и городов республиканского значения. При этом следует помнить, что даже при получении специального разрешения продажа либо распространение религиозных книг будет осуществляться только после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы уполномоченного органа.

Вопрос: Молодежь из числа участников общественной приемной интересуется, можно ли слушать лекции проповедника Дарына Мубарова. А также как молодежь может участвовать в противодействии экстремизму в РК.

Ответ: Эксперт ответил, что в лекциях Д. Мубарова часто выражаются радикальные взгляды, по этой причине и на основании религиоведческих экспертиз, проведенных уполномоченными органами, слушать его лекции не рекомендуется. На официальных сайтах ДУМК – www.maslim.kz – выложены лекции духовных лидеров и статьи представителей экспертного сообщества, выступающих от лица Духовного управления мусульман Казахстана. Там также можно задать вопрос имаму в режиме «онлайн» и получить достоверный ответ. Касательно второго вопроса отметил, что на республиканском уровне при ОЮЛ «Ассоциации центров исследования религий»действует молодежное движение против экстремизма «Kazakhstan for Peace». Его спикеры после соответствующего обучения ведут занятия со сверстниками по принципу «равный-равному». Кроме того, члены движения проходят стажировку при ОЮЛ «Ассоциации центров исследования религий» и участвуют в профилактических мероприятиях. У организации имеется возможность оказать содействие в создании филиала в г. Тараз и тесно сотрудничать по данному направлению.

В ходе данной встречи Пулатов Ш. дал рекомендации специалистам обратить особое внимание на работу по определению признаков деструктивных религиозных течений, укрепление чувства патриотизма и национального самосознания, формирование иммунитета и неприятие идей радикализма, экстремизма и терроризма, повышение религиозной грамотности, и проведение эффективных лекций в сфере религии.

По результатам общественной приемной были выработаны рекомендации для уполномоченных органов. А также было предложено открытие филиала молодежного движения против экстремизма «KAZAKHstan for peace» в регионах, с последующим обучением и сертификацией молодежи, а также создание групп для работы в этом направлении.

По поступившим обращениям будет продолжена совместная работа ОЮЛ «Ассоциация центров исследования религий», Управления по делам религий Жамбылской области и других заинтересованных органов, и общественных организаций.