Қаріп көлемі: A A A
Сайттың түсі: A A
Қаріп түрі:
Сайттың бұрынғы нұсқасына өту

Какие нововведения в государственном финансировании ждут НПО?

Вопросы становления и развития гражданского неправительственного сектора в Казахстане являются одними из актуальных в настоящее время. Неправительственный сектор все чаще принимает участие в общественных процессах как надежный партнер государства в решении социально значимых задач. Государством в свою очередь создаются необходимые условия для дальнейшего развития неправительственных организаций. Так, в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» в 2016 году были введены новые формы финансовой поддержки социальных проектов НПО в виде грантов и премий. О последних нововведениях в сфере государственного финансирования НПО расскажет директор ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития» Светлана Ушакова.

– Светлана Борисовна, расскажите о формировании института грантового финансирования в Казахстане, как все начиналось?

– Государственный социальный заказ – форма реализации социальных программ, социальных проектов, выполняемых неправительственными организациями за счет бюджетных средств.

Впервые же государственный социальный заказ в Казахстане появился в 2003 году, и это было своего рода прорывом, так как до этого времени государственная поддержка общественных организаций была запрещена. В 2005 году был принят Закон Республики Казахстан «О государственном социальном заказе», который обеспечил дальнейшее совершенствование системы государственного социального заказа.

Около 10 лет у НПО ушло на то, чтобы прочувствовать, доказать, показать все проблемы, касающиеся государственного социального заказа, и предложить одно из решений этой проблемы – необходимо не только совершенствовать государственный социальный заказ, но и вводить новую форму государственной поддержки – гранты.

С 2016 года введены новые формы государственной поддержки – гранты и премии. Большую работу в данном направлении проделали сами НПО.

– Многие представители некоммерческого сектора не видят разницы между государственным социальным заказом и грантами, не понимают их значимость. В чем их различие?

– Государственный социальный заказ формируется государственными органами как на республиканском, так и на местном уровнях. При этом финансирование выделяется государственными органами НПО через особый порядок государственных закупок на реализацию социально значимых проектов. Государственный социальный заказ, по сути, является коммерческим видом деятельности, который имеет финансовую отчетность. В то время как гранты – это форма передачи средств на безвозмездной основе, которые несут в себе идею решения какой-либо социальной проблемы «снизу» – от самих общественных организаций. За счет этого развивается инновационность решения социальных проблем. Для распределения государственных грантов в Казахстане был создан оператор в форме некоммерческого акционерного общества, который называется Центр поддержки гражданских инициатив.

– Для чего создан данный оператор? Почему не отдать функцию распределения государственных грантов какой-либо некоммерческой организации, которая уже существует?

– Международный опыт указывает на создание отдельной структуры для распределения государственных грантов. Главное в этом, чтобы деятельность такой структуры была максимально прозрачной, чтобы процедуры распределения грантов создавали равные условия для всех НПО в стране и распределялись на конкурсной основе. И еще очень важно, чтобы приоритеты государственных грантов отражали реальные потребности общества.

Будет ли наш оператор таким, зависит во многом и от нас – НПО. Надо быть проактивными: если нас не устраивают процедуры оператора, надо менять положение и правила распределения грантов, наблюдать за распределением грантов и работой экспертной комиссии, проводить мониторинг результатов проектов, которые реализованы за счет государственных грантов. Если нам нужна эффективная система распределения государственных грантов, то над этим стоит поработать и потратить на это свои силы и время. Я, как представитель НПО-сообщества, вижу, что есть потенциал для совершенствования этой системы, поэтому и собираюсь активно участвовать в этом процессе.

– Бытует мнение, что оператор тратит много средств на содержание своего аппарата. Возможно было бы лучше направить эти средства на решение социальных проблем через государственный социальный заказ?

– Первое, что могу сказать, административные расходы «сидят» во всех социальных проектах. Ключевым вопросом является все-таки не исключение административных расходов, а их оптимальное соотношение со средствами, которые выделяются на программные цели, то есть на сами проекты НПО. И конечно же, в этом вопросе важна прозрачность деятельности оператора перед общественностью.

Основным инструментом такой прозрачности должны стать публичные ежегодные отчеты оператора.

Второе – нельзя заменять государственные гранты государственным социальным заказом, так как это разные инструменты. Надо развивать и совершенствовать оба инструмента. Вопросов, которые требуют совершенствования в государственном финансировании деятельности НПО, очень много. Конечно, нам хотелось, чтобы все изменилось к лучшему как можно быстрее, но иногда нужно просто идти и что-то делать шаг за шагом, чтобы приблизить эти изменения.

– Спасибо за интервью.

Источник новости